Версия для слабовидящих

Объект международного значения - метеостанция Майск открывает двери для новых сотрудников

22 апреля 2014

Объект международного значения - метеостанция Майск открывает двери для новых сотрудников

Один из самых труднодоступных в Томской области объект международного значения - метеостанция Майск, отметившая недавно свой 70-летний юбилей, открывает двери для новых сотрудников.

С момента официального закрытия села Майск прошло чуть менее двадцати лет. Заросли бурьяном  поля, сравнялись с землей брошенные постройки, оставленные спешно покидавшими свои дома жителями. Говорят, буквально за одну зиму опустело все вокруг: население в массовом порядке переехало на новое место жительства…

 

В 1989 году "Северная правда" писала о необходимости возрождения хозяйства и жизни  в отдаленных поселках района. Читаем оригинал, сохранившийся в наших архивах. "В 1935 году на карте района появился Майск, в 1943 году на территории Майского сельского совета Нарымского округа существовало 16 колхозов. Они обрабатывали более четырех тысяч гектаров пахотной земли, выращивали хлеб, скот, вели пушной и рыбный промысел... В 30 км от Майска проходит новая автомобильная трасса, протянувшаяся от Нижневартовска через весь наш нефтегазодобывающий район. Карьер, из которого строители берут песок, находится на расстоянии 20 километров. Примерно на таком же расстоянии - высоковольтная линия государственной системы электропередачи.  В период с 1990 по 1992 годы намечено соединить село с автострадой и ЛЭП... На сходе граждан в Майске состоялся серьезный разговор... Главная тема: "Быть или не быть селу..." Конечно быть! Этого хотят, об этом мечтают все жители. Но каким быть - вот вопрос. Конечно, красивым, конечно, богатым, конечно людным…"

 

Стратегический объект

 

2014 год. От колхоза-гиганта сегодня остались три дома да одна улица, и ту административной единицей можно назвать с большой натяжкой, вместо дороги - одно направление, покосившиеся заборы, одинокие "монументы" печных труб, руины былых кварталов, "поле битвы", как в шутку и одновременно с горечью называют останки добротных строений жители современного Майска - "последние из Могикан".   Это несколько семей, в общей сложности человек десять. Среди них местные старожилы Валентина Хайрульевна и Николай Павлович Васильевы, которые всю жизнь прожили в Майске, вырастили здесь детей и сейчас оба работают на метеостанции. Валентина - начальником, ее супруг - гидрологом. В свое время они отказались выезжать из села, хотя  официальное предписание   от главы поселения получали, до сих пор где-то в домашнем архиве бумажка хранится… Не уехали, пережив и стресс, и сомнения. Окончательно решение приняли, когда узнали о том, что метеостанция в связи с уникальностью расположения объекта и международной значимостью передаваемых ею данных не закрывается, что людей, которые здесь работают, не бросят на произвол судьбы… Пришлось, конечно, приспосабливаться к новой жизни, привыкать к бездорожью, отсутствию социальной и коммунальной инфраструктуры, ограниченности связи с внешним миром и электроэнергии по расписанию (дизельная электростанция работает с 6 утра до часа ночи). "Сегодня в Майске кроме нас еще шесть человек живут, в основном, охотой занимаются, - рассказывает Валентина Хайрульевна, - к нам на метеостанцию периодически приезжают новые кадры, люди соглашаются на работу в труднодоступной местности, но надолго здесь не задерживаются. В прошлом году по первому зимнику из Майска уехала молодая семья: Ира с Максимом, они томичи, отработали здесь по контракту два года. До них  здесь жила семья Тибейкиных… А нынче вот  прибыло новое пополнение - Инна и Сергей Колесниковы…"

 

С чистого листа

 

О том, что на метеостанцию Майск требуются сотрудники, Инна и Сергей узнали  из банка вакансий Центра занятости населения.  О новой профессии и тем более смене места жительства, по признанию Инны, до этого не помышляли. Просто увидели предложение и подумали: а почему бы не попробовать и не начать свою жизнь с чистого листа. Многие спрашивали: "Как можно на такое решиться - так все бросить и отправиться в полную неизвестность?" Сергей стоял на учете в качестве безработного. Но у супруги-то была работа в детской поликлинике Колпашевской районной больницы, любимое занятие, которому она отдала около тридцати лет жизни, замечательный, по ее словам, коллектив. "Ну так получилось... Говорю мужу - давай попробуем, что нам терять. Дети взрослые, самостоятельные… А он мне - ты серьезно?... Честно скажу - ехали, не зная куда, - рассказывает Инна Геннадьевна. - Хотя надо отдать должное колпашевским коллегам: они все объяснили, рассказали про Майск, про условия, про то, что транспортное сообщение с большой землей - только по зимнику и машина с продуктами - один раз в год... Так что, примерно представляли, что нас ждет... Пока мы проходили обучение, пока осваивали профессиональные тонкости предстоящей работы, было время все серьезно обдумать.    Сергей, конечно, нервничал. А мне не было страшно. Во-первых, я человек решительный, мобильный, во-вторых, я знаю, что муж - на все руки мастер, в любых условиях сможет обустроить быт и создать уют..."

 

Дорога домой

 

Перед тем, как отправиться в самое сердце больших Васюганских болот, в поселок, расположенный в верховьях реки Васюган на крайнем юго-западе области, Колесниковы основательно подготовились, даже УАЗик купили, чтобы на нем уехать и вещи перевезти... Дорога была долгой. "В семь утра выехали и только в десять вечера оказались на месте. Трасса проходила через Чаинский район: Подгорное, Бундюр, Кедровый - минуя Каргасок, получается семьсот километров…  Приезжаем в поселок… Темно, ничего вокруг не видно, только дом стоит и одно  окно светится,  - вспоминает первую встречу с Майском Инна, - мы уставшие, вещей -  полная машина  (все ведь с собой забрали: и мебель, и одежду, и посуду, и спутниковую "тарелку", и  домашних животных - две собаки и две кошки с нами приехали)… Пока разгрузились, пока осмотрелись...   Поселили нас в двухквартирнике. С одной стороны - наше жилье, с другой - метеостанция, рядом с домом - площадка для наблюдений. Обстановка кое-какая от прежних жильцов осталась - старенькая мебель: стол, стулья, коврики, продукты на первое время... Неделю нам дали на обустройство, и уже 15 февраля мы официально вышли на работу..."

 

Наедине с природой

 

Инна рассказывает, что на новом месте им сразу понравилось. "В мыслях даже не было такого: мол, какой кошмар, куда мы приехали, - делится она,  и встретили нас замечательно: Валентина и Николай Васильевы сразу отнеслись как к родным... На самом деле я думаю так: кто-то любит рестораны, кинотеатры, шумное общество - им, конечно, тяжело было бы в таком месте как Майск. А люди, которые ценят все настоящее, меня поймут. Представляете, какая здесь красота! Полное ощущение покоя, отсутствие суеты… А знаете, как это, когда вдыхаешь полной грудью чистейший воздух, а вокруг - звенящая тишина.. Не можешь  надышаться, пение птиц - не можешь наслушаться… Свобода  - она просто пьянит, это такое чувство, которое никогда не испытывала раньше… Я считаю, нам выпал прекрасный шанс. Пусть все непросто, пусть много работы, но зато самое главное - это почувствовать себя живым человеком, который искренне радуется первому  солнечному лучу, первой зеленой травке, первому весеннему ручью… До того, как устроиться на службу метеорологом, никогда не думала о том, что природа настолько многообразна.  Никогда раньше так часто не смотрела в небо…"

 

Жизнь по Гринвичу

 

Первый месяц в Майске, по признанию Инны, пролетел незаметно. "Работа новая, ответственная, - говорит она, - каждые три часа надо снимать показания, все записывать  и передавать по специальной связи в Колпашево и Новосибирск... Время у нас здесь измеряется совсем по другому. Живем по Гринвичу. У вас, к примеру, обед, а у нас только  семь утра... День проходит как один миг. Хлопот много, согласна. Это не город, где пришел с работы, поел и на диван к телевизору. Здесь нет ни благоустройства, ни воды из-под крана, ни отопления, ни магазинов, где можно купить хлеб. Для жизни нам предоставили все необходимое: начиная от одежды, заканчивая бытовой химией, но все равно, лениться некогда, что называется, как потопаешь, так и полопаешь... Но нам такая жизнь нравится - она как будто в другом измерении..."

Справка "СП"

Майск является метеорологической станцией второго разряда, проводит основные метеорологические (режимные) наблюдения. Открыта в 1943 году.  Программа метеонаблюдений в Майске включает 8-срочные наблюдения самых основных метеохарактеристик.

К метеостанции приписан гидрологический пост р.Васюган-Майск, работающий с 1954 года. Створ поста расположен в 222 километрах от истока реки Васюган.

Самая высокая температура зафиксирована в Майске в июле 1952 года - плюс 37.

Самая низкая в декабре 1968 года - минус 52. Самый сильный дождь в процентах от месячной нормы осадков в июне 2002 года - 150. Максимальная скорость ветра с учетом порыва в ноябре 1999 года - 25. Максимальный уровень воды в реке в мае 1999 года - 10,8 метров.

Ирина Шашель, газета «Северная правда».


Просмотров: 315